Новости литературы

#Рыжийфест: поиск новых смыслов

Люди, книги, идеи
Южно-уральская книжная ярмарка традиционно проходила в Челябинске. В этом году она расположилась в огромном здании «Конгресс-холл», мимо которого невозможно пройти, гуляя по центру города. Огромный плакат с фотографиями звёзд ярмарки: Сергей Беляков, Алексей Сальников, Вера Богданова, Анна Матвеева, Дмитрий Воденников, Алексей Варламов, Марина Москвина.
Мероприятия ярмарки проходили в трёх залах и делились по принципу: люди, книги, идеи. Книги обсуждали в небольшом проходном зале, людей – на большой сцене главного зала, а идеи – этажом выше, за круглым столом. Всё проходило одновременно, так что выбор у зрителя был хоть куда.


«Косноязычие в поэзии: как речь выходит за границы речи»

Главный редактор Пролиткульта Мария Затонская стала гостем ярмарки в рамках творческой командировки АСПИ, а также инициатором круглого стола «Косноязычие в поэзии: как речь выходит за границы речи».
На обсуждении присутствовали поэты Дмитрий Воденников, Янис Грантс, Сергей Ивкин, Евгений Смышляев, Александр Маниченко, Андрей Черкасов, модерировала Наталья Зыховская, доктор филологических наук, профессор ЮУрГУ.
Тема оказалась животрепещущей, ведь поэзия априори косноязычна. Если речь хороша, когда правильна, сверена со словарём, то поэтический язык мы отличаем как раз-таки по тому, насколько он не похож на повседневный. Повторы, инверсии, смысловые перевороты, аграмматизмы, алогизмы. Дмитрий Воденников сразу же привел пример из «Лолиты» Набокова: «...на противном берегу».
- Зачем так? Ведь это же добавляет другой оттенок.
Набоков во всём такой: у него и «клавишная скользкость кожи», и «перламутровая печень». Сколько поэзии он затащил в свою прозу. А вот и «Приглашение на казнь»:
«Теперь, хлопотливым взглядом обследуя местность, он без труда освобождал от пленок ночной мглы знакомые лужайки или, напротив, стирал с них лишнюю лунную пыль, дабы сделать их точно такими, какими были они в памяти. Реставрируя замазанную копотью ночи картину, он видел, как по-старому распределяются рощи, тропинки, ручьи... Вдали, упираясь в металлическое небо, застыли на полном раскате заманчивые холмы в синеватом блеске и складках мрака...»
- Конечно, с точки зрения прямолинейной логики и обыденной речи, всё это неправильно. А с точки зрения поэзии (и литературы вообще) совершенно нормально: не будем же мы и метафоры к косноязычию относить, - рассказывает М. Затонская. – Потому главной задачей по итогам круглого стола для меня стала именно задача определения границ косноязычия. То, что ожидаемо и «нормально» в поэтической речи, уже не является для неё косноязычием. Косноязычие – это та запинка, которую делает даже подготовленный читатель поэзии. Для меня это касается, в первую очередь, грамматики. Например, так: «И рассвет всё гасил фонари/ так снаружи, как будто внутри» (из Кати Капович). Наречие «снаружи» не имеет сравнительной степени, нельзя быть более снаружи или менее снаружи, потому это «так», казалось бы, неуместно. Но здесь и рождается чудо. Так косноязычие открывает пространство за пространством, расшифровывая которые можно прикоснуться к таинству поэзии.
Остро стоял вопрос о том, когда косноязычие «работает». На него сразу ответил Дмитрий Воденников: когда оно естественно. Как нельзя механически сконструировать произведение искусства, так и нельзя механически создать оговорку, равную чуду. Такое, назовём его, концептуальное поэтическое косноязычие должно быть отражением мышления автора. И это уже надстройка над базовыми стихотворными умениями.
Чтобы покинуть границы, нужно сначала точно знать, где они. Определить их безошибочно.

Событие в литературной жизни Урала


Рыжий фест был богат и на необычные выставки: в зале «Таганай» посетители могли прикоснуться к макетам, которые делает для слепых и слабовидящих попечительская организация.
- Перед тем, как поехать, например, в Аркаим, - поясняет организатор выставки, - мы даём им потрогать макет. Он сделан из натуральных материалов. Познакомившись с местом наощупь, человек может ощутить себя частью пространства, когда окажется в нём на самом деле. Это очень важно психологически. Представить его в голове, как будто увидеть.
Как будто увидеть... Трогаешь пальцами песок, взятый с неведомой земли, водишь по маленькому деревянному лабиринту. Представляешь себя кем-то другим, где-то в другом месте.
Здесь же выставка художника и поэта Сергея Ивкина – графический дневник.
- Как-то я проснулся и забыл, зачем живу. Тогда я решил рисовать каждый свой день. И через полгода я понял, зачем.
- Зачем?
- Чтобы радоваться!
Это сюрреалистичные вещи, выполненные в разных техниках. Каждый из дней, запечатлённых в рисунках, будто сам задаёт вопрос: зачем? Зачем я был? И здесь же раскрывается ответ. Эта выставка – не просто поиск смысла жизни, но и нахождение его.
Был и поэтический концерт в рамках челябинского проекта «Стихи о» под руководством Александра Маниченко. Читали стихи о молодости: звучала и Цветаева, и Кушнер, и Багрицкий, и Гандлевский. Свои стихи прочитали Мария Затонская, Варвара Заборцева, Алексей Сальников, Андрей Черкасов. В конце концерта состоялся перфоманс: чтение стихов под музыкальную импровизацию. Пианистка Юлия До аккомпанировала поэтам так, что из их подборок складывались цельные истории. Как отметили слушатели, это стало большой удачей: стихи воспринимались легко, музыка поддерживала идеи и эмоции.
- Она несла меня, как волна! – поделилась Варвара Заборцева.
Книжная ярмарка стала знаковым событием в уральской литературной жизни, это был праздник встреч с любимыми авторами, обсуждение волнующих тем и прикосновение к живому творчеству, с которым преображается человек и сама жизнь.