Хорошая проза это та, где я вижу неповторимого человека. А не декларации существующих идей, полемических или конформистских — это довольно тривиально в мировом масштабе.
То есть, получается, фальшь — это попытка повторить уже существующее?
Да, это конформизм.
Как вы думаете, у кого из писателей тоже был доступ к континуальному сознанию?
Вот два писателя. Оба великие. Русские. Толстой и Достоевский.
У Толстого была связь с континуальным сознанием. У Достоевского нет. Он никогда не вылезал из дрязг человеческого существования. У Достоевского нет ни одной картины природы. Только «клейкие листочки». И у него злодеи мифические, совершенно жуткие подлецы: Верховенские и Свидригайловы. Это называется сублимацией душевных ран.
Его лучшая книга «Записки из мертвого дома», она самая искренняя. Там я чувствую его как человека.
А Распутин? Вы же были с ним лично знакомы.
Да, были. Он относится к категории тех, у кого была связь. Но человек существует на фоне биографии, судьбы. Распутин был приближен к власти, получил звание героя социалистического труда, потом он стал помощником Горбачёва, советником по культуре. Когда Горбачёв рухнул, Распутин перестал быть кумиром. Я помню, он считался страдальцем за судьбу народа. «Прощай, Матера», ранние повести, «Деньги для Марии». Я все вещи его читал. Как к писателю я к нему относился очень хорошо. Тем более, что к концу своего творчества он стал писать полумистические рассказы, появилась метафизика, не только кондовый реализм. Из его произведений самым художественным я считаю рассказ «Уроки французского». Там больше всего самого Распутина. А прочие вещи декларативны, в них он как бы прав, как радетель своего народа, своего края и так далее.
А как вы относитесь к Виктору Пелевину?
Я пытался читать его «Чапаев и Пустота». Казалось бы, произведение вполне благозвучное, но там все сконструировано. Пелевин узнал, как писать привлекательные вещи, учась у меня. Один мой знакомый писатель рассказывал, что Пелевин, когда учился в Литературном институте, ходил по двору, держа подмышкой мою «Белку», и всех спрашивал: «Вы что, не читали Белку?». Пелевин — очень талантливый человек. Он взял мой метод и спустил его на интеллектуальный уровень. Он, конечно, намного современнее, чем я. Я витаю в вечности туда-сюда. Он прямо здесь вот.
Он усвоил мои манеры и виртуозно их развил. У него есть «Жизнь насекомых». Но это же абсолютно сходится с «Белкой». Только у меня звери, у него насекомые. Многозначительная недосказанность, усложненные словесные конструирования. Это я называю синтетикой. То есть в нём я не увидел того единственного, неповторимого и неповторённого, какого больше не будет. Такой человек в Пелевине есть, но он не выразился в творчестве.
Как Вы думаете, можно ли писать без веры в Бога? Может ли писатель быть не религиозным вообще?
Может, конечно. Сколько угодно таких писателей. Я думаю, что не надо путать веру в Бога с верой в конфессию. Часто люди принимают свою воцерковленность за веру в Бога, которого на самом деле не знают.
Расскажу свою историю крещения. Я пришел из армии в 1963 году. Служил я в конвойных войсках, и это было самое неблагополучное, тяжкое для меня время. Вы не представляете себе, что такое служба в конвойных войсках, что такое зона. Это мир запредельный. Между тюремным начальством и заключенными отношения как между египетскими вельможами и рабами. И охранники тоже в неволе, как и заключенные. И вот когда я оттуда вернулся, мне было тяжко жить. Тогда у меня не было никакой религии. Я читал Евангелие и кое-что из Ветхого Завета: Экклезиаста, Песнь песней и так далее. Они, конечно, грандиозны. Но все же Евангелие – это революция внутри Ветхого Завета. Полное отрицание того, что в нем было. В Ветхом Завете говорится «Око за око, зуб за зуб». Христос говорит: «Возлюби врагов своих. Если вас ударят по левой щеке, подставьте правую». Кажется, что это нелепо. Но Христос показывает выход из тупика, из системы убийств. Он говорит: «Кто попросит тебя пройти с ним одно поприще, пройди с ним два, Кто попросит рубашку, отдай ему кафтан». Самопожертвование и любовь к ближнему. Всё это было для меня закрыто. Хотя я это читал.