(Не лже-) Димитрий Кукумбер
Алексей Макушинский. Димитрий. Фрагмент романа // Знамя. — 2023. — № 8.
В августовском «Знамени» опубликован «фрагмент романа» Алексея Макушинского «Димитрий». Сюжетная основа его прихотлива и оттого разъясняется в последующей беседе автора с Татьяной Веретеновой.
На авансцене вновь «наша лучшая в мире компания» советско-перестроечных времён. На сей раз — студийная труппа, репетирующая спектакль о самозванце (но вовсе не самозванце) Лжед (и)митрии Первом (но отнюдь не -лже) по пьесе «А. Макушинского» (тоже персонажа). Повествование ведётся от лица… царя Димитрия. То есть от лица актёра той самой студии, воображающего себя царём Димитрием и затем (судя по всему) сошедшего с ума и попавшего в психушку. То есть от лица царя Д (и)митрия (не лже-), вселившегося в сознание того самого актёра. То есть… понимайте как хотите. Соответственно нарратив нарратора раздваивается на сложные взаимоотношения «нашей лучшей в мире компании» и на отчёт царя Д (и)митрия о собственном правлении.
Эта историческая фигура чрезвычайно дорога автору. Во-первых, потому что это царь-реформатор, предвосхитивший Петра Первого (но без петровского садизма), хотевший устроить на Руси университет и внедрить иные прогрессивные социальные институты по западному образцу. Во-вторых, потому что это никакой не самозванец (и не беглый монах-пьяница Гришка Отрепьев, Господь упаси!), а самый что ни на есть натуральный сын Ивана Четвёртого, счастливо спасшийся царевич Димитрий (а ныне — законнейший царь Д (и)митрий Иванович Рюрикович).
Вот тут я удивился странному сочетанию у автора прогрессизма с монархизмом. Потому как для того, чтобы вводить полезные новшества и устраивать университеты, необязательно иметь в жилах кровь Рюриковичей (совековец нашего героя Оливер Кромвель не даст соврать, сквайрик из Кембриджшира, а сколько свобод дал и отобрал). Впрочем, я знаком только с фрагментом романа; может быть, в книге есть дополнительные разъяснения по исторической части.
В беседе автора с Веретеновой поминается ещё один бонус текста, его язык, полный рефренов и каламбуров; автор сообщает, что раньше не писал столь легко, вольно и радостно. Язык «Димитрия» действительно колоритен. Однако царь Димитрий таким языком говорить никак не мог. И Лжедмитрий Первый (кем бы он ни был) таким языком говорить не мог. И дух царя Димитрия (вселившийся в современного артиста) таким языком говорить не мог. И современный артист, в которого вселился дух царя Димитрия (или Лжедмитрия) таким языком говорить не может. И современный артист, в которого не вселился никакой дух, таким языком говорить тоже не может.