Как раз это поколение в своё время заявило о себе именно как о поколении. В 2002 году вышел сборник «10/30, стихи тридцатилетних», куда вошли стихи десяти поэтов, родившихся в начале 70-х годов. Они так и остались в истории русской литературы «поколением тридцатилетних», тогда им действительно было примерно по тридцать, хотя очень скоро это определение естественным образом перестало быть актуальным.
В тот, ставший уже легендарным сборник вошли стихи Максима Амелина, Дмитрия Воденникова, Михаила Гронаса, Инги Кузнецовой, Александра Леонтьева, Андрея Полякова, Дмитрия Тонконогова, Санджара Янышева, составителя Глеба Шульпякова и — уже посмертно — Бориса Рыжего.
Что было общего у столь несхожих поэтов? Пожалуй, поставим вопрос по-другому — было ли у них хоть что-то общее?
Пожалуй, назову это так — сложные формы. Наследование самым разнообразным культурным традициям — от одической традиции XVIII века у Амелина до линии Георгия Иванова и Бориса Слуцкого у Рыжего. Вот тут-то, на этом этапе, и востребован «лирический герой». Потому что «лирический герой» — это всегда немного маска. Это всегда опора на традицию, но в личностном её преломлении. И традиции у всех — разные.
Многих в этот период заразила поэзия Иосифа Бродского. Поколениям вообще свойственно подавать руку через голову отцов — дедам. Так, если «пророки» пытались быть похожими на «героев», то «странники» — на «художников».
Так вот, Бродский. Его литературная маска — «безупречный никто, человек в плаще» — была необычайно привлекательна для нового поколения. Покоряла и незабываемая нейтральная интонация голоса, и его философия мужественного стоицизма. Большинство последователей Бродского, конечно, не перешагнули этап графомании, но сам воздух поэзии в результате этого опыта неуловимо изменился.
Использовались и другие традиции. Эталонный пример, конечно — Борис Рыжий. «Мальчишка в серой кепочке». Поэт-хулиган, последний романтик, новый Есенин, перенесённый в конец XX века. И он же — гусар, из иронических стихов, обыгрывающих гусарскую поэзию Дениса Давыдова. А шире — традицию поэтов-аристократов XIX века, когда даже поэзия — разновидность государственного служения. Что, впрочем, не исключало гусарского же, подлинно аристократического хулиганства.
Мы находим в этих стихах и светлую сторону, и сторону тёмную. Начало жизнеутверждающее, и начало гибельное. Найдём в них и героя, очень, как мне кажется, похожего на подлинного Рыжего, интеллектуала и знатока поэзии. Всё строго по принципам, которые обозначил Юрий Тынянов.
В соответствии с теми же принципами, мы видим прозаизмы, видим опору на мощную поэтическую традицию, где встречаем отзвуки Блока, Георгия Иванова, Бориса Слуцкого, Иннокентия Анненского. Только очень неискушённый читатель не заметит, что своего героя Рыжий создавал — и создавал вполне сознательно. Не случайно редкая статья на тему лирического героя применительно к современной поэзии обходится без цитаты из Рыжего.
Мой герой ускользает во тьму, вслед за ним устремляются трое. Я придумал его, потому что поэту не в кайф без героя.Здесь же, в том же сборнике — Дмитрий Воденников. В наших отечественных реалиях, наверное — основной представитель направления, известного как «новая искренность».
Тут совершенно другая история, чем у Рыжего. Образ, создаваемый Воденниковым в своих стихах — абсолютно реалистичен. Детали быта, повышенная эмоциональность. Кажется, что автор не заботится, чтобы выглядеть лучше. Скажем иначе, кажется, он вообще не заботится о том, чтобы выглядеть хоть как-то. Лирический герой предстаёт этаким стенографом, скрупулезно фиксирующим всё, что происходит с объектом наблюдения — с ним самим. Показательно, насколько отличается даже форма стихов. Виртуозные классические размеры у Рыжего и верлибр у Воденникова.
Почему же мы всё-таки говорим здесь о лирическом герое, а не об искренности как таковой? Во-первых, это всё-таки был сознательный выбранный жест.
Как сам Воденников говорил об этом в интервью: «уже потом с Дмитрием Соколовым-Митричем (журналистом и поэтом) — мне было 25, ему меньше — заявили, устав от дурно понятого постмодерна, что будем „новой искренностью“. Мы заявили, что нужно создавать жизненные документы, а не стихи, что будем писать тексты, оплаченные собственной судьбой»
[2].