1. Событие: Ярким событием 2024 года стал Фестиваль книжной культуры «Алло, Лермонтов!», состоявшийся 11–13 октября. Фестиваль собрал более 40 ведущих российских издательств, представивших самую различную литературу на ярмарке, которую посетили более пяти тысяч горожан. Также прошли круглые столы и творческие встречи с известными литераторами. Для взрослых и детей были проведены многочисленные мастер-классы, лектории, презентации. Пензенские поэты и писатели также выступали на площадках фестиваля. По охвату аудитории, насыщенности программы и степени вовлечения пензяков в круг проблем современной литературы и книгоиздания «Алло, Лермонтов!» не имел себе равных среди всех ранее проходивших в Пензе литературных мероприятий.
Ещё одним крупным литературным событием 2024 года в Пензе стал всероссийский фестиваль поэзии «Мурмураль», в названии которого обыграно слово «мурмурация» – причудливый полёт птичьих стай, образующих в небе удивительные фигуры. Инициированный и организованный местным поэтическим клубом «Риф» как частная инициатива, он тем не менее собрал более 70 выступающих, в том числе приехавших из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Энгельса, Самары, Тольятти, Ижевска, Уфы, Арзамаса и других городов. В течение трёх дней вечерние стихочтения сменялись дневными лекциями и презентациями от активных участников литературного процесса. Для поэтов разных возрастов, поэтик и уровня мастерства «Мурмураль» был не только площадкой самопрезентации, но и живого общения, открытия новых имён, знакомства с иными поэтическими стилистиками и направлениями. Такой формат поэтического мероприятия в Пензе был представлен впервые.
В мемориально-музейной сфере год был отмечен сразу несколькими крупными юбилеями писателей, чья биография связана с нашим городом: А. Н. Радищева (275 лет), Д. В. Давыдова (240 лет), М. Н. Загоскина (235 лет), М. Ю. Лермонтова (210 лет), Н. П. Задорнова (115 лет). С особым размахом прошёл Всероссийский праздник к 210-летнему юбилею Лермонтова в «Тарханах», где были вручены награды лауреатам ежегодной Лермонтовской премии, в том числе московскому поэту Владиславу Маленко за сборник «Электрические стихи» и пензяку Михаилу Рудакову за книгу стихов «Вешки».
Из неординарных литературных событий стоит назвать рождение в Пензе первой в мире литературной настольной игры «Поэтическая дуэль: Серебряный век». Её придумал и разработал поэт Вадим Борзихин, а выпустило в свет издательство «Стихи» (Москва).
2. Книга: Если говорить о прозе, то назвать что-то весомое и значимое в общелитературном контексте сложно. Из поэзии отмечу книгу «Избранное» главного редактора журнала «Сура» Бориса Шигина. Однако в основном выходили небольшие сборники стихов преимущественно любительского уровня.
Продолжает издаваться старейший пензенский «толстяк» – журнал «Сура», тяготеющий к реализму и традиционализму. В нём со стихами и прозой на равных соседствуют краеведческие и литературоведческие материалы. Много статей о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, чьё детство прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. В прошлом году редакцией «Суры» также выпущен сборник статей о жизни и творчестве поэта «Под Лермонтовской звездой».
Помимо публикации местных поэтов и прозаиков – Валерия Сухова, Сергея Кубрина, Татьяны Кадниковой, Ольги Коршуновой, Веры Дорошиной, Дарьи Швецовой и др., «Сура» отдаёт много страниц иногородним и иностранным авторам. В 2024-м в ней увидели свет произведения Ефима Гаммера, Виктора Кирюшина, Александра Переверзина, Владимира Козлова, Захара Прилепина, Самида Агаева, Влада Маленко, Дианы Кан, Ивана Родионова, Дмитрия Мурзина, Аллы Поспеловой, Анастасии Трифоновой, Виктории Беляевой, Сергея Ивкина, Алексея Поселенова, Стефании Даниловой и др. Особое внимание уделяется творчеству писателей новых территорий и участникам боевых действий.
Близок «Суре» по эстетическим и ценностным позициям журнал «Четверговая соль», выпускаемый с 2020 года Лидией Терёхиной (Дорошиной) и также предоставляющий свои страницы как местным, так и иногородним авторам. В частности, в прошлом году в нём увидели свет стихи пензенских поэтов Марины Герасимовой, Сергея Жидкова и др., гостей журнала из разных уголков нашей страны и ближнего зарубежья
Транслятором качественной, небанальной детской литературы продолжает оставаться пензенский журнал «Чердобряк», издаваемый Мариной Танцыревой с 2014 года. Это литературно-познавательное издание для детей 5–12 лет с высококлассными иллюстрациями, благодаря возможности подписки и частому присутствию на всероссийских книжных ярмарках, распространяется по всей стране. Так, в минувшем 2024 году журнал побывал на книжных фестивалях в Москве, Архангельске, Владимире, Екатеринбурге, Саратове и Пензе.
«Чердобряк» ориентирован на необычные, не классические, смешные, ироничные тексты, не боится никаких каверзных вопросов, стремясь освещать темы иначе, чем в школьных учебниках. При этом тема у каждого номера своя. В 2024 году это были «драконы», «цифры», «летние каникулы», «журнал о журналах», «семейный спорт» и «ёлка». Также в рамках Фестиваля книжной культуры «Алло, Лермонтов?» вышел дополнительный номер «Пенза литературная и сценическая: год юбилеев», рассказывающий в доступной детям форме о связях с Пензой А. Н. Радищева, Д. В. Давыдова, М. Н. Загоскина, М. Ю. Лермонтова, Н. П. Задорнова, В. Э. Мейерхольда, И. И. Мозжухина.
3. Самобытность: В целом специфика литературной жизни Пензы – это тяготение к классическим образцам, традиционализм, ориентация на устоявшиеся каноны. А вот новаторское или что-то нестандартное на этой ниве пробивается и приживается у нас с трудом. Но очевидно, что потребность в оживлении и стилистическом, и событийном, в новых формах литературных мероприятий созрела как у пишущей, так и у читающей публики. Свидетельством этому был интерес к тем же фестивалям «Алло, Лермонтов!» и «Мурмураль», явившимся площадками живой коммуникации между писателями, поэтами из разных городов и читателями/зрителями.
4. Мотивация: Мотивация простая – быть причастной к событиям, которые мне интересны и которых мне не хватает. Пусть не идеальным, противоречивым, но живым, не законсервированным. Потому что новое рождается и растёт только из живого.
5. Литпроцесс: Литературное движение, как и в целом жизнь нашего общества, сегодня – на весах. Столкновения противоположных позиций, взглядов, часто переходящие в открытые конфликты между отдельными личностями, группировками, организациями – это, безусловно, не радует. С другой стороны, эта ситуация назревала в течение нескольких десятилетий. Нарыв так или иначе прорвался бы. Хочется надеяться, что все эти раны зарубцуются без сепсиса. К сожалению, по всей видимости, не в ближайшее время.