Первый вопрос напрашивается глобальный: можно ли сегодня в современной прозе выделить какое-то одно из направлений? Ощущение, что большинство высказываний производится в реалистическом ключе.
Какое-то одно преобладающее направление нельзя было выделить уже в конце XIX века. Тогда многие новые течения объединились в термин «модернизм». На смену модернизму в 60-е годы прошлого века пришёл постмодернизм, споры о котором не утихают и по сей день. Одна из ключевых черт постмодернизма — плюрализм концепций изображения действительности. От постмодернизма мы сейчас уходим (куда — это отдельный вопрос), но этот плюрализм никуда не девается.
Символическое изображение — любимая форма у многих авторов. Почему писатели прибегают к этому методу?
Символизм как одно из первых модернистских течений появился во Франции в конце XIX века. Чуть позже он замечательным образом прижился на благодатной (аж целых два поколения: старшие и младшие) русской земле. Символизм был неким вызовом реалистическому искусству, которое всё призывало описывать без прикрас, обнажать правду, какой бы она ни была. Символисты же нарочно делали свои тексты непонятными, загадочными, эпатажными, вариативными в интерпретации. Сейчас, если кто-то и продолжает обращаться к символизму, то, думаю, с теми же целями.
В чем могли заключаться истоки появления постмодернизма?
Истоки заключаются в первую очередь в глобализации, затем (как следствие глобализации) в массовой культуре, плюсом ко всему сексуальная революция сыграла непоследнюю роль, а если копнуть поглубже, то и философия Ницше замечательным образом прослеживается. Если говорить исключительно про литературу, то можно выделить ещё моду на формализм в начале XX века, что в России, что в Америке (там была школа так называемой новой критики), и моду на экзистенциализм в середине века. Постмодернисты потом во многом идеи формалистов и экзистенциалистов возьмут себе на вооружение.
Среди трендов в писательской среде выделяется проза автофикшн и нон-фикшн — документальные изображения личных обстоятельств, реальные события в описании. По какой причине могла появилась такая тенденция?
Сначала про автофикшн. Писатели всегда писали о том, что знают. Обычно знания — это собственный опыт. Многие классические романы можно назвать автофикшном. Например, «Жизнь Арсеньева» Бунина (напомню, что он получил Нобелевскую премию в том числе и за этот роман). Великолепная импрессионистская книга, чуть ли не автобиография. Также здесь ещё стоит отметить, что во второй половине XX века литературе становится присуща рефлексия (как осмысление чувств и проблем, связанных с собственным «Я»), которая никогда не была ей присуща в таких масштабах. Автофикшн позволяет поразмышлять без жанровых ограничений на это.
С нон-фикшном история немного другая. Многие люди сейчас размышляют в практическом ключе и просто не понимают, зачем им читать художественную литературу. Действительно, ведь выдуманные истории лучше смотреть в видеоформате: вот тебе франшиза про дальние галактики, вот фильм про монстров, а вот и сериал про любовь, а при желании можно найти анимэ про любовь монстров в дальних галактиках. Намного красочнее, намного лучше воспринимается, требует намного меньше концентрации и приносит намного больше эмоций. Нон-фикшн — это единственные книги, которые воспринимаются такой превалирующей категорией людей. Почему? Да потому что они видят в них пользу для себя, ведь они всё оценивают с точки зрения пользы.
А вот ещё хотелось бы узнать про постмодерн. Как в нём работает юмор или саркастические высказывания?
Сарказм в литературе последних десятилетий — неотъемлемая часть. Постмодернизм, включая в себя всё (тот самый плюрализм концепций), в это же время обесценивает это всё. Мы как будто бы смотрим на всё сверху (метауровень), но не проживаем что-то полностью. Это приводит к нивелированию ценностей, что в свою очередь приводит к смеху. Получается, что смеяться можно над всем, потому что ничто в итоге не важно. Современная литература от этого уходит.
Именно поэтому мы уже уверенно можем сказать, что пережили постмодернизм. Но многие авторы продолжают писать по накатанной. Сарказм мы видим у Пелевина, Сорокина, у Уэльбека, у Барнса. Много у кого.