И здесь даже в бо́льшей степени, чем в тех формальных вещах, с которых я начал разговор, – в том, как он работает с темой смерти, небытия, важной для современной лирики и очень часто у многих поэтов встречающейся, для меня лично наиболее интересно и важно в Переверзине как в поэте.
Мария Затонская: Смерть – действительно здесь очень важна, мы еще поговорим о ней, о переверзинской, ежедневной. Костя, у тебя какое общее свое впечатление о книге, о Переверзине, современности, и о современности у Переверзина?
Константин Комаров: Эля (
Елена Погорелая – прим.) написала хорошую статью, полную метких наблюдений, но мне бы хотелось поспорить с мыслью о том, что Переверзин мыслит книгами.
Я мыслю путь Саши стихами, а не книгами. Для него очень важна установка на штучность, единичность высказывания, которая проецируется и на книги стихов тоже. Но важнее именно стихотворение, поскольку штучность эта связана с единичностью человеческого опыта вообще, который поэт передает.
Казалось бы, он пишет о вещах элементарных и обыденных вроде перемещений в электричках. Но эта единичность опыта распахнута в сторону универсализации, которую уже каждый читатель осуществляет индивидуально. И в этом смысле поэзия Саши – абсолютная лирика, по Лидии Гинзбург, которая утверждала, что лирика отличается именно тем, что соединяет интимно личностное и универсальное. Пушкин, когда пишет конкретное посвящение Керн, конкретно любовь к Керн имеет в виду, но эта любовь становится нашей общей.
Вот у Саши это тоже есть. Каждая его поездка в электричке – это единичная поездка, но всегда с выходом в бытийность, метафизику. Это тот случай, когда маршрут железнодорожный становится маршрутом вообще человеческого существования. И тут уже можно вспомнить стихи Евгения Рейна:
В последней пустой электричкепойми за пятнадцать минут, что прожил ты жизнь по привычке, кончается этот маршрут.Это единство общего и частного видно уже в заглавии книги, где высокая абстракция,– «пропасть» со всеми ее ницшеанскими коннотациями («Ты смотришь в бездну – бездна смотрит в тебя») тут же заземляется в быт, обыденность, словом «ежедневная». Прилагательное подчеркивает метафизические сквозняки, трепещущие сквозь будни поэта.
И, благодаря этой изящной единичности опыта, стихи Саши запоминаются. Это очень хороший показатель. А запоминаются они предметным образом: я всегда помню «Чайник» – мое любимое стихотворение Саши. Они могут запоминаться строчкой («Россией правит пустота»), рифмой («Сосны/ соосны») или созвучием («Анатолий Найман/ пойман»).
И главное, что я хотел сказать про лейтмотивную эмоцию этой книги – мне кажется, ее очень чутко уловила Ольга Балла в рецензии, опубликованной в майском «Знамени». Она очень права, говоря о созидательной печали Саши Переверзина, о очень таком специфическом эмоциональном конструкте: «...он печалится по уходящему, ушедшему миру и сберегает его — то, что вообще хоть как-то поддается сбереганию»
[2].
То есть эта печаль не элегийно-пассивная, хотя элегический оттенок в ней безусловно есть, а именно созидательно-сберегающая. В разочаровании много жажды жизни и витальности вопреки обреченности и катастрофизму. И не просто вопреки, а, может быть, благодаря этой обреченности, которая еще больше обостряет ощущение бытия. И печаль эта экзистенциальная.