1. Каковы для вас сегодня критерии хорошего критического текста?Здесь очень многое зависит от того, чей и о ком это текст, какую (коммуникативную и эстетическую) задачу решает, на какую аудиторию рассчитан. К примеру – навскидку, из недавнего: предисловие критиков и филологов А. Саломатина и А. Скворцова «Изобретение луны» к поэтической книге И. Ермаковой «Медное зеркало» (2024) – образцовый критический текст, и
колонка Л. Хесед «Зрительские впечатления об экранизациях романов А. Иванова» на сайте «Вопросов литературы» в рубрике «Легкая кавалерия» – отличный критический текст; но они совсем разные! Первый ориентирован на достаточно узкую аудиторию читателей классической и современной поэзии, на внутрицеховое сообщество, второй – на широкий круг любителей Иванова (а их немало) и зрителей современного отечественного кино. Понятно, что и тон разговора, и объем, и аргументация, и способ взаимодействия с текстом, и апелляция к нему отличаются очень сильно – а как иначе?
Так что, если вернуться к вопросу, наверное – адекватность. Хороший критический текст должен быть адекватен своей задаче и вызывать желание прислушаться к критику.
2. Почему критику как способ художественного высказывания из молодых литераторов выбирают лишь единицы?Разве? Я бы так не сказала. Может быть, мало кто выбирает классическую толстожурнальную критику – она остается одним из вариантов жанра, но, безусловно, утрачивает или уже утратила свою «мейнстримность», унаследованную от советского литературного процесса. Но новые формы критики, такие как колонки, подкасты, посты, интересуют многих. Критика меняет свои очертания, и это нормально.
3. Почему литературная критика превращается в инструмент продвижения книжного бизнеса? Опасно ли это? Можно ли изменить ситуацию?Мне кажется, в бизнесе критики как раз мало – и это обидно. Ее могло бы быть и побольше, это принесло бы пользу и критике, и другим сферам литературы, потому что литература рождается и живет в пространстве свободного диалога, активного речевого жеста, взаимодействия текстов друг с другом. Хорошая критика этот диалог часто инициирует и поддерживает.
Но в книжном бизнесе подобной критики я не вижу. Есть реклама, пиар-кампании… Это отдельный сегмент литературного поля, я мало в нем разбираюсь, поэтому что-либо комментировать не рискну.