1. Событие: Трудно выделить какое-то одно событие, ещё труднее дать сейчас какую-либо оценку. Главное событие – это то, что литературная жизнь сама по себе продолжалась: выходили журналы, издавались книги, вручались премии. Но всё же стоит отметить наверное такие два: переформатирование премии «Большая книга», и в 2024 году прекратил своё выход журнал «Новая Юность» (последний номер вышел в 2023 году), а в начале 2024 года редакция объявила о завершении проекта.
2. Книга: Для меня таковыми стали книга Глеба Шульпякова «Батюшков не болен» (издательство АСТ, 2024) и книга стихов поэта из Минска Евгения Волкова «Натюрморт» (издательство «Стеклограф», 2024). А в Нижнем Новгороде, в нижегородском книгоиздательстве событием года, на мой взгляд, безусловно является антология «Городское кольцо», проект Александра Инкина (издательство «Книги», 2024). Издание получилось внушительным: 848 страниц, 68 авторов. Основу составили поэты легендарных уже в истории города литературных объединений 1970-1980-ых годов "Марафон", "Данко", "Триклиний". Кроме стихов в книге представлены и статьи, воспоминания (пять статей Игоря Чурдалёва, опубликованные в разное время в нижегородской периодике ("Горьковский рабочий", "Ленинская смена" и др.) Также книга снабжена богатым иллюстративным и фотоматериалом: черновики, рукописи, афиши, фотографии поэтов и т.д. В общем, целая Атлантида поднята со дна Леты составителями, издателем, автором проекта.
3. Самобытность: Наверное, как и любые другие писатели, они [нижегородцы] могут быть интересны прежде всего своими текстами. Если же говорить с привязкой именно к региону, к городу, то, наверное, прежде всего тем, каким представляется наш город – Нижний Новгород – и вообще Нижегородский край в их (наших) произведениях. То есть, что я хочу сказать: вот есть такое понятие «городской литературный миф»: не просто кружочек на карте, какой-то условный и безликий город N, а, скажем, Петербург Достоевского или Гоголя, Киев Булгакова, Москва Толстого или Грибоедова, или Москва кабацкая, или опять же Москва Булгакова и т.д. А вот, например, мой родной Нижний Новгород, несмотря на весь впечатляющий масштаб деятельности Горького, таким устойчивым литературным образом, «мифом», на мой взгляд, похвастать не может. Всё это, разумеется, не исключает бытования различных внутригородских литературных мифов, но в представлении читателя не складывается какого-то пленительного образа, не улавливается своя неповторимая поэтика города, хотя она наверняка есть, но ещё не услышана. Вот этим и могли бы быть интересны нижегородские писатели, если хотите, такую вот «творческую задачу» они могли бы себе поставить – услышать поэтику Нижнего Новгорода, создать его современный литературный миф. Вот, кстати, упоминаемая выше антология «Городское кольцо» как раз и работает на создание такого литературного городского мифа.