Хочу вам одну историю рассказать о великом музыканте Йосе Шульмане. Что, не слышали? Не знаете, кто это такой? Помилосердствуйте, родные, как такое может быть. Его известная на весь мир вещь — «Южанка». Что, нет, не припоминаете? Я сейчас чуть расскажу о нём, вы и вспомните.
Давно это было, лет сорок назад. В Одессе власть менялась в течение месяца, а то и недели, то красные нагрянут, то белые наскочат. Ну и, понятное дело, этим пользовались «уважаемые люди». Собственно, вся власть и была в их руках. И вот у одного из них, Гришки с Молдаванки юбилей, шестьдесят. Правда, его уже величали Григорий Иванович. Празднество решили отметить в ресторане «Ришелье». «Придворные» решили подсуетиться и пригласить Йосю исполнить пару своих вещей. Он только что вернулся с гастролей, Париж, Амстердам, Берлин. Устал, конечно, только с дороги. Посыльным Славку лысого прислали, после Гришки второй человек. Тот долго уговаривал и так и сяк, не хотел ввязываться Йося в эти дела. Но Шульман человек мудрый был, понимал, музыка вечна, а он за свою жизнь поручиться не сможет, ну и тем более за жизнь своей семьи, в такое смутное время. Потому согласился. В жизнь личную Йоси лезть не будем, неприлично это, а я продолжу.
Субботний вечер, ресторан «Ришелье». Зал полон гостей. Приехали поздравить юбиляра губернатор, мэр, свора чиновников, и ещё куча людей, которых так же «пригласили», как и Йосю. И я в том числе. С Йосей мы дружили, а Гришка бесплатно обслуживался у меня, за определённые преференции. Власть, как вы догадались, тогда была в руках белых.
Праздник в разгаре, над столами клубится дым сигар. Дамы в вечерних роскошных платьях, их французский парфюм пытается вытеснить запах кубинского табака. Выходит ведущий-конферансье и объявляет:
— Дамы и господа, сегодня и только у нас, в честь нашего юбиляра, Йосиф Шульман, встречайте!
Раздались овации и аплодисменты.
Йося вышел в чёрном фраке, поклонился честной публике, присел за инструмент, чуть сгорбился. Чтобы понимали, Шульман высокий, худой и сутулый. Ах да, нос чуть с горбинкой. Зачем говорю такие подробности? Да, можно было бы коротенько сказать, дрыщ, его ещё в гимназии так прозвали. Но знаете, я его так не дразнил. Отвлёкся, продолжим.
В зале галдёж. Йося открыл крышку рояля, посмотрел в зал, улыбнулся и надавил на клавиши.
Маэстро начал со своей знаменитой «Южанки». Публика притихла. Все, кто ел, пил, прекратили сие занятие. Все замерли. В зале были и дантисты вроде меня, и чиновники, и бандиты, и обычные воры, и все, понимаете, все, замерли. Каждая нота исходящая находила пристанище в сердцах слушателей. Время словно замерло. Когда Йося закончил исполнять, публика несколько мгновений не могла пошевелить руками, произнести хоть слово. Но их прорвало. Овации, бурные аплодисменты. Возгласы «Браво!» Сам юбиляр подошёл к Йосе и несколько минут тряс ему руку. И это был знак, для всей честной компании — Шульман в законе.
Йося сосредоточился и собрался исполнять следующую композицию, но не успел этого сделать.
В ресторан ворвалась группа вооружённых людей, человек тридцать. Прозвучали выстрелы, зал заполнили женские крики и мужская отборная брань. Бандиты стали снимать с женщин золото, с мужчин перстни и часы. Никто не сопротивлялся.
Один из налётчиков, заметив Йосю, подошёл к нему и приказал показать руки. Шульман, не придав значения, выставил ладони на крышку рояля. Тот, заметив на пальце маэстро дорогое обручальное кольцо, рубанул саблей и отсёк на четырёх пальцах верхние фаланги. Йося вскрикнул, кровь растеклась по всему роялю. Бандит снял кольцо. Гришка в это время сжал губы, закрыл глаза.
Я не выдержал, достал наган и выстрелил палачу в голову.
Вы спросите, а где же оружие взял? Не сдал я свой наган, не знаю почему. Словно чуйка была. У Гришки потом претензий ко мне не было, даже спасибо сказал.
Налётчики ринулись ко мне, но тут подоспела охрана и в ресторан влетели Гришкины соколы. Я юркнул под рояль. Бойня продолжалась недолго. Разобрались с залётными за пять минут. Но что толку, вы бы видели в те минуты Йосю. Он только подписал контракт с Ла Скала на сольный концерт, который должен был состояться через несколько месяцев. Такое раз в жизни бывает, а теперь всё, конец карьеры.
Неделю я не видел Йосю, говорили, пьёт беспробудно. Решил заехать, друг всё-таки.
Солнце только вышло из-за туч, хоть уже и вечерело, но вполне вовремя. Ибо весь день лил дождь.
Жена его Лиза меня встретила, провела в его комнату. Йося сидел в кресле, курил, рядом со столиком, на котором стояла початая бутылка вина. На удивление он не был пьян. Так, совсем чуть. Аромат от кубинских сигар наполнял комнату.
— А, это ты, Беня, проходи.
— Пьёшь.
— Пью.
Я смотрю него так, что без всяких слов можно было понять моё сочувствие и понимание происходящего.
Но фокус в том, что Йося не любил, когда сочувствуют, жалеют. Он считал это унизительным. И если на меня он не злился по этому поводу, то другим мог задать трёпку. Знаете, и это произвело на него впечатление, он поставил бокал с недопитым вином на стол и предложил выйти прогуляться по саду.
Я, конечно, согласился, и мы пришли в сад. Уселись на лавочку и минут десять молчали. Предлагаю ему папироску, он берёт, конечно, не кубинский табак, но всё же. Вспоминали детство, юность, его первую любовь. Я специально уводил разговор от насущных проблем, другу нужно время прийти в себя.
Чуть отвлекусь, мы с Йосей учились в одном классе в гимназии. Он уже тогда брал уроки игры на фортепьяно. Потом поступил в филармонию. Золотое, я вам скажу, время было. Шульманы люди не бедные, деньги у Йоси водились. У здания филармонии по вечерам, когда начинались концерты, на ступеньках суетились жрицы любви. В народе их так и прозвали, филармонистки. Да они и сейчас там, на своём посту. В общем, время от времени мы с Йосей захаживали к филармонисткам, молоды были, кровь играла. И случилось невообразимое, друг влюбился в одну из них. Влюбился так, что потерял голову. И если бы не беда, которая произошла с Анечкой, её подрезали в подворотне бандиты, то неизвестно, чем бы всё закончилось. Собственно, тогда Йося и написал «Южанку», которую и посвятил Анне.
Девушка оставила глубокий след в его жизни. Он впоследствии дочь, которую ему родит Лиза, назовёт Анной. Я хоть и обещал не лезть в личную жизнь Йоси, но это важнодля понимания.
Да, немного похвастаюсь. Бывая в гостях у Йоси, в перерывах, когда он позволял себе отдых, я наигрывал его знаменитую мелодию из «Южанки». Он смеялся, смеялся аж до истерики, до катания по полу. Я не обижался, я же играл её двумя пальцами.
— Беня, рвать зубы — это твоё. Клавиши не трогай, — успокаиваясь от смеха, произносил он.
Через месяц, когда я к нему приехал, услышал: из окна льётся музыка, определённо играло фортепьяно. Значит, Муза не покинула этот дом. Я просто влетел в его комнату, и своим глазам не поверил, он музицировал. Забинтованные пальцы кровоточили, но он всё-таки играл. Чёрно-белые клавиши стали красно-чёрными от крови. По лицу Йоси можно было понять: ему больно, его эта боль не даёт возможности, всецело отдаться полёту музыки. Но он продолжал давить на клавиши. Я тихонько примостился на стуле. Он меня заметил, кивнул. Ещё несколько минут играл. Остановился.
Подошёл ко мне и произнёс.
— Беня, дай мне свой наган. Я знаю, он при тебе, — чуть застенчиво произнёс он.
— Ты что задумал?! Какой наган?! Сейчас Лизу позову! — от злости вскричал я.
— Ай, — он махнул рукой и, не попрощавшись, выбежал в сад.
Я не пошёл за ним. Поехал домой. Всю дорогу думал, ну почему? Почему он решил покончить с собой? Почему? И знаете, наверно, понял. Талант должен постоянно расти, развиваться, не стоять на месте. А он теперь не может даже то, что мог до потери фаланг. Именно осознание этого и давила на него с невероятной силой.
Лиза позже рассказывала, что Йосик неделю ходил молча, ни с кем не разговаривал, только курил.
После того случая он изменился. С новым усилием и рвением стал репетировать.
Так проходил день за днём. Он начал готовиться к сольному концерту. Григорий Иванович, то бишь Гришка с Молдаванки, чувствуя вину перед артистом, выписал лучшего лекаря в губернии. Тот поселился у Йоси до его полного выздоровления, в смысле пока фаланги полностью не затянутся мозолями. Готовил различные мази, делал ванночки из трав, в общем, делал всё возможное и не возможное тоже.
Как-то под вечер ко мне постучались. Я встал, открыл дверь. На пороге стоял Йося, как обычно, чуть сутулясь.
— Можно?
— Тебе можно не спрашивать, ты же знаешь.
— Я вот что хотел. Через неделю отплываю в Италию, контракт надо отрабатывать, иначе потом никто разговаривать не будет. Поехали со мной. Честно, я был сражён. Не ожидал.
— Я готов.
— Спасибо — произнёс Йося, вышел на улицу, сел на ступеньки крыльца, закурил.
Я вышел за ним, присел рядом. Взял у него папироску, тоже закурил. Мы помолчали, может, пять минут, а может, и полчаса, сколько даже не скажу да это и неважно. Потом он встал и ушёл.
Чуть не забыл, была у нас с Йосей одна особенность общения. Иногда я приходил к нему помолчать. Мы садились на лавочку под большущим и старым абрикосовым деревом и молчали. Курили и молчали. Надо сказать, у Йоси были хорошие кубинские сигары, запах от них затмевал всю цветочную оранжерею в саду. Традиция молчать повелась ещё с гимназии. Мы могли подраться, повздорить, потом сесть рядом на камни, на полено, на что угодно, помолчать, и кто-нибудь из нас всегда вставал и протягивал руку в знак примирения. Потом этот процесс перерос во что-то иное, совершенно божественное.
Человек сокрыт, и именно там, в своём молчании — он настоящий, человек. Тайна человека — именно в его молчании. И она не для того, чтобы её раскрывать и кричать о ней на каждом углу, а для того, чтобы её увидели, чтобы к ней прикоснулись. И я точно знал, что в такие минуты в голове Йоси рождается новая вещь.