Так, может, тогда поместить его в ряд «нового романа» (точнее, его реаниматора)? Из той когорты ближе всех к Гандельсману стоит Пессоа. И, действительно, какие-то параллели с его «Книгой непокоя» отыскать можно, но если у него идёт концентрация на внутреннем мире, как бы в отрыве от внешнего (чего, впрочем, в полной мере, разумеется, не выходит: из «Книги» читатель узнает довольно много о внешней стороне жизни протагониста), а потому позиционируется как «автобиография без фактов», то Гандельсман «фактов» не страшится решительно и категорически (если предположить, что его текст автобиографичен хоть отчасти), наоборот именно на них выстраивая нарратив/-ы «От фонаря» (истории друзей, брата, да и своя собственная).
Тогда метароман? Да, Владимир Аркадьевич делает определенные шаги в эту сторону, приоткрывая двери во «внутреннюю кухню» своего творческого процесса (те же пассажи о дневнике и записной книжке, описания того, как к нему приходит та или иная мысль, как он её забывает, не успев донести до бумаги:
«После очередного обхода фонарей и долгой обратной дороги я захожу в кафе рядом с моим домом. Хотел что-то «взять на заметку», но забыл что. Вот сию секунду хотел и сию же секунду забыл. Иногда является мысль, а записать нечем. Я знаю, как поступать в таких случаях: не пытаться ее удержать, но помнить только, что она есть. Я стараюсь не стараться ее воспроизвести. Я знаю, что иначе непременно забуду. Именно это и произошло. Ничего страшного. Если она решит, что никто лучше меня ее не запишет, что это она забыла меня и что я такого жестокого забвения не заслуживаю, – вернется»); как делает правку либо отказывается от нее с указанием мотивировки: «В сентябре 1976 года Андрея Львовича забрали на военные сборы в Кронштадт. Написал “загребли”, потом “заграбастали”, потом “забрали”. Не хочу производить намеренно живую прозу. Слышу Дыма: “Не волнуйся, все равно не получится – ни умышленно, ни нечаянно!” Но делаю вид, что не слышу, и продолжаю: хочу обходиться своими скромными силами, без намерений».
Однако автор не сосредоточен на том «как», для него важен сам процесс выговаривания, в который входит и «как» (если входит; попутно). В этот процесс входит много чего: всё вышеперечисленное, так и то, что находится за пределом непосредственно художественной прозы, в частности, литературная эссеистика, которая тоже, по примеру с «метароманными вставками», входит в текст, и не сказать, что даже дополняет его, вносит некие новые смыслы (хотя и это тоже), поскольку – что важно – является равноправным членом иных и в том числе более традиционных практик письма (в смысле – жанров), представляя одно сплошное выговаривание.
И вот здесь я уже подхожу к сути того, что есть «От фонаря» (и, думается, уже довольно понятно, куда клоню). Впрочем, об этом нам намекает и сам автор в начале текста: «Я хочу, чтобы стихи стояли спокойными попутными фонарями на пути прозы, не обязательно мои. Пусть освещают». То есть Гандельсман выстраивает текст – условно прозаический – отталкиваясь от стихов, но не как от исходного материала – столба фонаря, но его света (и в этом главный смысл названия текста) – того, что неосязаемо, и то, что – по крайней мере, в метафорическом и метафизическом смыслах – может длиться/продолжаться/развертываться и в темноте (и даже (и особенности!) в виде паузы, (у?)молчания: «Я иду от фонаря до фонаря. Сажусь на скамейку, записываю, дальше иду. Сядь на пенек, съешь пирожок… Не жизнь — сказка. Жизнь стала отрывочной радостью. Настолько, что стенографировать не обязательно. Не потому, что несущественно, а наоборот: не стоит отвлекаться. На днях я прочитал в письме Витгенштейна издателю: “Моя работа состоит из двух частей: той, что представлена здесь, плюс все то, что я не написал. И именно эта вторая часть является наиболее важной”. Подходящий текст»). То есть проза/темнота, будучи неким мостком/пространством между стихотворениями/ поэзией уже не есть нечто самодостаточное (на что нам указывает исходный вектор), но производное от последней, которая – в случае Гандельсмана – не будучи способной оставаться в этом своём промежуточном/вторичном статусе/состоянии, поглощается оной, принимая уже поэтический дискурс: становясь иным, но сугубо поэтическим продолжением стихотворения (в пользу этого свидетельствует и то, что Гандельсман, по сути, не делает различий – по крайней мере, в первом отделении – на стихи и прозу (а одна из глав, не будем забывать, вообще представляет собой поэму), в частности, внедряя в последнюю сугубо поэтические приёмы («…погрузившись в чадное облако, в облако чад…», «…видя, как в киношном повторе, тот проход: тюльпаны, поющий Дарик, светлейший скверик, воздушный шарик, бурливый Терек…»)).