Литературный журнал
№34
июн
Писатель Анастасия Некрасова

Анастасия Некрасова — Итоги года

Анастасия Некрасова, Новосибирск. Писатель из семьи филологов. С 2021 года организует Сибирский фестиваль фантастики и фэнтези «Звёзды на полке» и руководит домашним издательством «ИРГА».

Редакция журнала «Пролиткульт» опросила заметных организаторов литпроцесса об итогах 2024года, особенностях литературы в их регионах, а также о личной мотивации заниматься литературной и организаторской деятельностью.
1. Событие: Я, безусловно, назову Сибирский фестиваль фантастики и фэнтези "Звёзды на полке", который мы с командой проводим в Новосибирске с 2021 года. И не только потому, что для мамы её ребёнок всегда самый красивый и самый любимый.
Дело в том, что "Звёзды на полке" – единственное мероприятие в Новосибирской области – а, возможно, и во всём Сибирском Федеральном Округе, – где ведущую роль играют не привозные авторы из столиц, которых и так знают практически все. Только на "Звёздах на полке" цель - популяризация именно сибирских деятелей, развитие именно нашего культурного пространства, предоставление именно нашим творцам возможности быть увиденными и услышанными.
Также немаловажно, что формат "Звёзд на полке" зарекомендовал себя востребованным и интересным не только для авторов-участников, но и для зрителей-читателей: каждый следующий наш фестиваль неуклонно рос, по крайней мере удваивая количество посетителей с каждым годом, привлекая новых спикеров, подключая новые форматы, предоставляя новые возможности. У нас крайне мало мероприятий, которые могут похвастаться подобным, а ставят именно земляков в центр программы из них вообще ноль целых, ноль десятых.
Поэтому, как я уже сказала: фестиваль фантастики "Звёзды на полке" – определённо, главное литературноесобытие года в Новосибирской области. А может, даже в СФО.

2. Книга: Мне трудно ответить на этот вопрос, так как я не измеряю книги датой выхода, и никогда не измеряла. Я знакомлюсь с ними в совершенно рандомном порядке, а также твёрдо верю, что действительно значимая книга останется таковой и годы спустя.
Например, я только в 2024 году открыла для себя прозу Игоря Маранина, Ольги Харитоновой, Сергея Владимирова, Таисьи Пьянковой. Хотя их тексты были созданы и изданы гораздо раньше, но значимость этих книг и авторов для региона переоценить трудно.
Также издательство МИФ, активно развивающее региональные серии, в 24 году выпустило переиздание "Стерегущих золото грифов" Анастасии Перковой, "Чёрную избу" Анны Лунёвой и Натальи Колмаковой и продолжение цикла Алёны Селютиной "О детях Кощеевых", а в ЭКСМО вышли "Дети мёртвой звезды" Алекс Джун. Да, формально эти книги вышли не в нашем регионе, но авторы-то наши - поэтому, думаю, их более чем актуально внести в этот список.

3. Самобытность: <В чём литература и авторы вашего города могут быть интересны другим регионам?>  В том же, в чём любые другие?
Скажу, возможно, крамольную вещь – я не верю, что авторы Сибири чем-то фундаментально отличаются от авторов из любого другого региона или даже из других стран. Наши ребята работают с самыми разными жанрами, сеттингами, у них совершенно разный уровень языка или погружения в проблематику.
Авторы, я считаю, фундаментально не делятся на Сибирских и всех прочих: они делятся на сильных и слабых, и первые, конечно же, будут интересны вдумчивому читателю, а вторые – нет. Регион неважен.

4. Мотивация: Почему я тогда занимаюсь именно развитием культурной среды Сибири? Просто я вижу, что при московской монополии на средства массовой информации голос регионов, к сожалению, слышен очень слабо. А мне как жителю Новосибирской области очень хочется, чтобы у нас здесь была возможность творить, развиваться, находить читателей - в том объёме, в котором мы действительно этого достойны.
Мы не лучше и не хуже авторов из той же Москвы. И внимания читателей заслуживаем не больше - но и не меньше. Просто у нас должны быть возможности, и должны они быть не по другую сторону Уральских гор – вот и всё.

5. Литпроцесс: Я со своей стороны вижу две главные проблемы:
1) Бездумное ориентирование на Москву во всём. Когда даже местные организаторы местных же авторов ставят на 10 утра и на какую-нибудь боковую сцену, а на главную ближе к вечеру поставят приезжих звёзд. Когда местные блогеры даже слышать не хотят о новинках местных издательств, потому что есть ЭКСМО. Когда местные читатели даже не в курсе, что у нас в регионе есть литературные мероприятия, есть авторы - причём они могут этих авторов даже читать, но понятия не будут иметь, что живут с ними в одном городе.
Практически все взгляды направлены на информационные ресурсы, подчинённые Москве. Да и практически нет у нас, честно говоря, ресурсов, на которых можно было бы найти централизованную и интересную для молодёжи информацию о мероприятиях региона, нет своей альтернативы, допустим, "Чердака с историями". Поэтому мы сталкиваемся с проблемой, что даже чтобы быть видимыми У СЕБЯ в регионе, авторы вынуждены с протянутой рукой ходить по московским пабликам, деятелям, информационным каналам. Потому что все глаза всё равно устремлены туда.
2) Мало мероприятий, которые нацелены не на хайп, а именно на качество контента, который продвигают. Но эта проблема не региональная, а вообще повсеместная.
Контента много, и организаторы зачастую не хотят, да и не могут знакомиться с ним заранее. Поэтому многие выдвигают на мероприятия или ставят на полки магазинов и библиотек совершенно невменяемые вещи, которые при ближайшем рассмотрении никак не должны были бы там оказаться. Не хватает точечного внимания и ориентации именно на качество. А некоторым, бывает, и знаний не хватает, чтобы отличить книгу от не-книги.
Здесь, кстати, тоже выгодно выделяются "Звёзды на полке". Все авторы, которых мы допускаем к участию, проходят экспертный отбор. Мы отвечаем за качество контента, который доходит до зрителя. И в этом тоже уникальность нашего проекта.