Литературный журнал
№33
МАЙ
Кирилл Поносов

Кирилл Поносов - Итоги года

Кирилл Поносов, Пермь. Художественный руководитель литературного фестиваля «Компрос», основатель Всероссийского конкурса видеопоэзии «Третий глаз», редактор литературного интернет-журнала «Легенда», прозаик, руководитель проектов в издательстве «Сенатрр».

Закончилась зима 2024/2025, вступила в свои права весна, но не завершилось подведение итогов прошлого года. Например, в случае с литературой собственного региона это могут быть отзывы про события и книги, которые могут быть интересны кому-то за пределами собственной области/края/республики. Так, редакция журнала «Пролиткульт» опросила заметных организаторов литпроцесса об особенностях литературы в их регионах, а также о личной мотивации заниматься литературной и организаторской деятельностью.

1. Событие: В Перми проходит множество литературных событий — как крупных ежегодных мероприятий, так и еженедельных встреч. Есть события, направленные на популяризацию литературы, а также различные премии и конкурсы. Выбирать действительно есть из чего, и это радует: наш регион разнообразно развивается в литературном направлении и стремится быть частью общероссийского литературного процесса.
Думаю, что самым важным литературным событием в Перми является фестиваль «Компрос». Это ежегодный фестиваль с более чем десятилетней историей, который проходит при поддержке Министерства культуры Пермского края. Отличительной  особенностью фестиваля является его мультиформатность.
В 2024 году за три дня на фестивале прошло более пятнадцати мероприятий на любой вкус: были как традиционные события (литературные мастерские, встречи с гостями фестиваля), так и нестандартные конкурсы (конкурс видеопоэзии, поэтические и прозаические слэмы, шанс для неизданных книг), а также культурно-массовые и развлекательные мероприятия, порой даже экспериментальные (литературный парад, арт-встреча «Фанфикшн», презентация проекта «Живая поэзия», спектакль «Солнце Ромеев» от театра Les Partisans и другие). Открытие фестиваля по традиции состоялось на «Корабле поэтов» в акватории Камы.
В 2024 году главными гостями фестиваля стали Илья Кочергин и Павел Селуков. В предыдущие годы на фестиваль приезжали другие известные литераторы из разных городов страны.

2. Книга: 2024 год оказался не самым плодотворным для пермской литературы в этом плане: количество новых книг в нашем регионе заметно сократилось. К сожалению, среди них не нашлось книги, которая могла бы стать настоящей литературной сенсацией.
Тем не менее, стоит обратить внимание на несколько интересных изданий:
а.  «Собака сутулая, или несколько дней из жизни Кассиопеи Кирпичниковой» — книга детского фантаста Алексей Лукьянова
б. «Острая метрика» — дебютный сборник поэзии Виктории Чайкиной.
в. «Пермская нота» — эссеистика В. В. Абашева.

3. Самобытность: Литература Пермского края обладает уникальным культурным контекстом, который формируется под влиянием исторических событий, географических особенностей и местной идентичности. Темы, связанные с природой Урала, социальной динамикой и исторической памятью, могут быть актуальны для широкой аудитории. Кроме того, местные авторы могут предлагать новые подходы к универсальным темам, таким как человеческие отношения, экзистенциальные поиски и социальные изменения.

4. Мотивация: Моя мотивация заключается в стремлении поддерживать и развивать культурную среду региона, создавая платформы для обмена идеями между авторами и читателями. Я верю в силу литературы как средства для осмысления современности и формирования общественного дискурса. Кроме того, важно поддерживать молодых авторов и способствовать их интеграции в более широкий литературный контекст.

5. Литпроцесс: Думаю, литературное движение в России сталкивается с рядом вызовов, включая финансовые ограничения, сложности в распространении литературы и недостаток поддержки для новых авторов. Важно отметить, что несмотря на эти трудности, существует активное сообщество писателей и читателей, которое стремится к развитию. Не хватает платформ для диалога между различными поколениями авторов, а также более широкой поддержки со стороны государственных и частных структур для реализации культурных проектов.