Литературный журнал
№20
АПР
Поэт и критик Иван Родионов

Иван Родионов — Закрома и запасы: что читать в 2024-м?

Три книги 2024 года: привет от мертвого гения, биография самого мрачного русского писателя и путь от автофикшна к филологическим звездам
Иван Родионов – литературный критик, блогер, редактор. Публиковался на порталах «Год литературы» и «Горький», в журналах «Новый мир» и «Юность», в «Российской газете» и «Литературной газете» и др. Автор книг «сЧётчик. Путеводитель по литературе для продолжающих» (2020) и «На дно, к звёздам. Заметки об отечественной литературе 2019-2021 годов» (2022). Обладатель премии «_Литблог» (2021) от «Большой книги» за лучший книжный блог года и премии «Гипертекст» (2023). Член Большого жюри премий «Национальный бестселлер» (2021), имени В. Катаева (2022, 2023) и «Ясная Поляна» (рабочая группа, 2022, 2023). Член жюри номинации «Выбор блогеров» премии «Лицей» (2022, 2023).
Вместо вступления
В моем испорченном профдеформацией случае именно «ждать» появления той или иной книги проблематично. Допустим, осенью точно выйдет новая книга Виктора Пелевина. И я уверен, что обязательно ее прочту. Означает ли это, что я эту книгу жду? Едва ли. Чтобы прямо-таки ждать, нужно быть хоть чуточку заинтригованным — анонсом, аннотацией, предысторией, чем-то еще. А их пока маловато. Впрочем, есть исключения — книги от любимых авторов, выхода которых ждешь в любом случае. Но таких писателей не может быть много. Плюс здесь загвоздка в другом — нет уверенности, что книги любимых авторов выйдут в 2024 году вообще. Например, я всегда жду новую прозу Леонида Юзефовича. И в паре анонсов проскальзывала информация о том, что в 2024-м что-то у писателя выйдет. Но есть кое-какие сомнения: во-первых, совсем нет конкретики, во-вторых, недавно, осенью 2023 года, новая книга Юзефовича уже выходила — повесть «Поход на Бар-Хото». Наконец, на одной из презентаций этой повести прозвучал традиционный вопрос про «творческие планы», и Леонид Абрамович ответил, что готовит сборник стихотворений. Про прозу не было ни слова. В любом случае, будем следить за новостями.

Однако три книги в 2024 году жду точно. И именно о них хотелось бы рассказать.
Зарубежная литература: после стольких лет

Поскольку я специализируюсь на отечественной прозе, полноценно следить за новинками зарубежной литературы получается не всегда. Да и читаешь в этом сегменте только то, что очень-очень хочется. Потому простите, дорогие Салман Рушди и Пол Линч — знаю, что выйдут ваши новые книги, но совсем их не жду. Иное дело — роман «Увидимся в августе» Маркеса, русский перевод которого представит издательство АСТ.

Удивительное же чувство, не правда ли? Любишь, допустим, группу Nirvana. Переслушиваешь старые альбомы, зная — Курт Кобейн давно умер, новых песен появиться не может. А потом в 2002 году выходит песня You Know You’re Right, написанная еще в 1994-м, но в последний прижизненный альбом группы не вошедшая. И рвет чарты. А ты как поклонник группы просто счастлив.

Такое бывает и с литературой. Памятна история с архивом Сэлинджера: нам еще десять лет назад обещали несколько неизданных текстов писателя, но воз, увы, и ныне там. К счастью, с Маркесом ситуация иная — есть не только анонсы, но и общая на весь мир дата выхода. При этом каких-то сверхожиданий нет — вроде бы Маркес писал роман, находясь не в самом лучшем психофизическом состоянии. И сам этим текстом был доволен не слишком. Но это не страшно — пусть хоть как. Чудо же!

Судя по анонсам, нас ждет фирменный маркесовский коктейль из печали и чувственности, смерти и любви. Героиня из года в год ездит на могилу матери и делится с ней самым сокровенным. А после знакомится с неким мужчиной и начинает с ним встречаться. Но есть нюанс: эти встречи случаются по ночам — и единожды за год.

Роман, кстати говоря, выйдет 6 марта — в день рождения Маркеса. И моего сына — потому точно не пропущу.
Нонфикшн: у мрачной бездны на краю

С анонсами нехудожественных книг все несколько проще, как и с ожиданиями от них. Твоя тема/герой — хорошо. А если еще и автор подходящий — вообще замечательно.

В свое время я очень любил творчество Леонида Андреева. Потому обрадовался, когда узнал, что в 2024-м должна выйти биография писателя — да еще и за авторством Павла Басинского. Все, что называется, сошлось. Басинский-биограф обладает редким даром — он умеет, не понижая планки, достучаться до самой широкой читательской аудитории. В этом смысле его книги — научпоп здорового человека. Умные, увлекательные и без неуместных лукавых мудрствований. Будем надеяться, с выходом этой книги читающая публика откроет для себя великого и ужасного Андреева с неожиданных сторон. Тем более Басинский занимается этим автором давно — написал о нем несколько научных статей, а в далеком 2000-м составил и прокомментировал сборник андреевской прозы и публицистики.

Эту новинку анонсировала Редакция Елены Шубиной. Также издатели пишут, что это будет «малая биография». Еще одна книга того же жанра, которую обещает РЕШ — «Бунин. Жизнь наоборот» Дмитрия Воденникова. Что тоже звучит многобещающе.
Русская проза: неожиданный выход из автофикшна

Наконец, как ни парадоксально, сложнее всего было определиться с новинками отечественного худлита. Интересных анонсов множество. Но таких, чтобы именно ждать выхода книги... Впрочем, одно описание меня заинтриговало.

Уже который год в роли флагмана молодой русской словесности выступает издательство «Альпина.Проза». На 2024 год у издательства запланирован выход целого ряда новинок, среди которых много текстов авторов-дебютантов. Лично меня заинтриговала аннотация к роману Татьяны Климовой «Письма к отцу».

Как известно, из постмодерна выхода нет. Но из исповедального автофикшна, надеюсь, есть — застой жанра уже налицо. И, возможно, «Письма к отцу» — как раз попытка преодолеть жанровую инерцию через синтез и усложнение. Судя по аннотациям, основа романа отчасти автобиографическая — про детство, становление, рефлексию и так далее. Но интересен способ выхода героини (и жанра) из тупика — через филологическую прозу. Как подобное может сочетаться, пока не представляю — но книгу, безусловно, жду. Тем более Климова — профессионал в своей теме, исследователь литературы русского зарубежья. А это значит, что роман будет как минимум любопытным.