Литературный журнал
№32
АПР
Поэт Андрей Сергеев

Андрей Сергеев Подведение итогов литпроцесса 2024 года в Саратове

Андрей Сергеев, Саратов. Педагог, кандидат филологических наук, поэт, литературный критик. Заместитель председателя Совета молодых литераторов СПР Саратовской области. Создатель поэтического клуба «Вереск» и паблика «Поэзия. Саратов». Член редколлегии журнала «Пролиткульт», помощник организатора всероссийского фестиваля поэзии «Центр весны».
Закончилась зима 2024/2025, вступила в свои права весна, но не завершилось подведение итогов прошлого года. Например, в случае с литературой собственного региона это могут быть отзывы про события и книги, которые могут быть интересны кому-то за пределами собственной области/края/республики. Так, редакция журнала «Пролиткульт» опросила заметных организаторов литпроцесса об особенностях литературы в их регионах, а также о личной мотивации заниматься литературной и организаторской деятельностью.
1.Событие: Мне кажется, что за последние годы 2024-й – наиболее сильный и удачный год на литературные события в нашем регионе, притом с равномерным распределением успехов как у поэтов, так и прозаиков. Если говорить про признание через конкретные премии/конкурсы и т.п., то здесь прежде всего выделяются четыре события: победа в номинации «Литературные проекты/Критика» Премии Андрея Белого редакторов «Волги» Анны Сафроновой и Алексея Александрова; взятие первого места за поэзию в премии «Лицей» Леонида Негматова, победа Данилы Каткова в номинации «Проза» за роман «Переправа» в «Болдинской осени» и Максима Симбирева в «Гипертектсе» в номинации «Слово молодым. Рукопись» за сборник прозы «Жертва». Были и другие победы местных авторов, но эти кажутся самыми важными. Не менее важным, если не более мне видится появление новых институций в городе: очень ярко заявили о себе поэтический клуб «Цыц» и группа «нехватчики». Что примечательно, обе молодежные. В какой-то момент количество качественных литературных мероприятий в Саратове стало настолько плотным, что организаторам пришлось быть в перманентном контакте, чтобы публика могла безболезненно для себя посещать разные встречи. На постоянной основе стали проводиться разборы местных авторов в рамках моего проекта «Прорезка», а для юной аудитории стараниями только появившегося местного Совета молодых литераторов была организована литературная смена с весьма плотной программой на молодежном форуме «Хопер». Ну и, конечно, куда без всероссийского поэтического фестиваля «Центр весны», который отметил совершеннолетие и по-прежнему остается одним из самых ярких мероприятий подобного масштаба в стране. Очень часто этот фестиваль становится смотринами авторов для выпуска книг в издательстве «СТиХИ». В частности, в 2024-м году на нем были презентованы книги Дмитрия Манаева «Уродство и абсурд» и Леонида Негматова «Снег и хлопок». И здесь мы плавно переходим ко второму вопросу.

2. Книга: Логичнее всего начинать с авторов, известных за пределами региона: у Алексея Александрова вышел очередной сборник стихотворений «Настоящее имя реки», а у Екатерины Федорчук – книга прозы «Что ты делал в октябре?». Очень важным мне представляется перевыпуск книги «Post scriptum» ключевой фигуры саратовской неподцензурной поэзии Александра Ханьжова.
Впервые за долгое время вышел новый поэтический сборник у Ивана Васильцова (Пыркова) – «Вторчермет». А ярко ворвавшийся в мир прозы Данила Катков к концу года разжился публикацией романа «Сказки Синезубой Греты». Из тех публикаций, которые могли не заметить даже местные авторы, но при этом они все равно примечательны, выделил бы книгу критики Руслана Измайлова «От слова к Логосу, или поэзия как богословие».
Что касается периодики, то традиционно флагманом региона остается журнал «Волга», который по-прежнему является одним из сильнейших литературных журналов страны. Он делает ставку прежде всего на авторов федерального уровня. В большей степени на местных писателях сосредоточен журнал «Волга – XXI век».

3. Самобытность: На текущий момент, мне кажется, Саратов в большей степени является ролевой моделью не столько в плане литературы как таковой, сколько как город со способными к организации людьми – это прежде всего касается «Волги» и «Центра весны». Однако если раньше всё во многом ими и ограничивалось, то сейчас растут низовые инициативы и появляется всё больше людей, которые готовы организовывать не просто масштабные проекты, но и локальные местные: в первую очередь, это Ольга Космакова, Татьяна Симакова, Екатерина Федорчук, Анатолий Василий, Анастасия Липидина, Марина Рогова, Татьяна Богомаз и Юрий Бабединов, Алексей Бусс, Акан Троянский и ряд других активистов от литературы. Отдельно хочу отметить как факт то, что «Центр весны» задал формат организации минимум для двух фестивалей из соседних регионов – «Пятого. Свободного» (Самара) и «Мурмураля» (Пенза). Взаимосвязь с Самарой – отдельная тема для разговора. Наши города и так все путают, а взаимодействие организаторов настолько плотное, что, кажется, делается всё возможное для того, чтобы эта путаница и дальше продолжалась. Хотя, безусловно, и Самара, и Саратов имеют свое лицо. Ну а если говорить про лицо Саратова в конкретных персонах, то это прежде всего Светлана Кекова и Екатерина Федорчук (Иванова), Алексей Александров и Михаил Богатов – имена известные за пределами региона. Очень надеюсь, что в ближайшие годы этот список расширится.

4. Мотивация: Если отвечать скучно, но по факту, то это якорь карьеры на служение, который, в принципе, присущ всем педагогам и культуртрегерам. Ну а если углубляться в вопрос, то мотиваций несколько. Во-первых, это желание систематизации. Долгое время в Саратове была вишенка на торте без торта – город существовал без низовых инициатив, подводившим к крупным масштабным проектам, а те – например, упомянутый «Центр весны» - были. Сейчас же чувствуется внутренний литпроцесс с вырисовывающимся распределением ролей между акторами. Но очевидно, еще предстоит большой объем работы, особенно с молодежью – не в каждом вузе найдется заинтересованный в выявлении и продвижении молодых авторов человек. Про область и говорить нет смысла. Во-вторых, и, думаю, у кого-то подобная мотивация вызовет раздражение, я хотел бы, чтобы эта деятельность начинала приносить хотя бы небольшую прибыль мне, а по возможности еще и другим. Не вижу ничего в этом зазорного – из основных видов искусств только литература практически не пытается придавать своей деятельности профессиональный статус. И дело не только и не столько в проигрыше «гонки вооружений» кино и, музыке и театру, а в банальной стеснительности и преждевременном выбрасывании белого флага, не говоря уже про стереотипы «художник должен быть голодным». Все же денежный вопрос, даже если это сугубо символическая прибыль, неплохо способен мотивировать, когда запал спадает.

5. Литпроцесс: Мы живем в очень интересное время, когда появляется необычайно много новых возможностей для развития писателей и литературтрегеров, но при этом растет и зона ответственности за свои действия, слова и позиции. Для кого-то цена вопроса оказывается неподъемной. И, конечно, этические вопросы будут все чаще возникать в ближайшие годы. В этом есть свои плюсы и минусы, но зато это дает серьезные основания 2020-м для того, чтобы не ассоциироваться в дальнейшем с эпохой безвременья. Главное, чтобы в литературном процессе побеждала литература, а не окололитературные (по аналогии с околофутболом) склоки и предварительные договоренности о том, с кем можно, а с кем нельзя дружить, кого можно, а кого нельзя печатать/приглашать/жать руку. Понимаю, что сейчас эти вопросы воспринимаются и ставятся остро, но всё же как-то наивно хочется верить, что в литературе ценится прежде всего литература, а не политика.