Многие рассказы посвящены деревенским жителям. Автор рисуют их без прикрас, со всеми недостатками. В рассказе «Сильная любовь» с пугающей откровенностью показано, до чего доводит беспробудное пьянство и прочно укоренившаяся лень, выученная беспомощность, связанная с привычкой вечно ждать подачек от государства. Рассказ «Память народная» также обличают пороки сельчан. Однако понятно, что автор не глумится над простыми людьми, а глубоко переживает за них. А рассказ «Эх, лапти, лапти…» – светлый аккорд после череды мрачных картинок. В нём – об истинной «памяти народной», о связи поколений и сохранении традиций, о человеческом великодушии и крепости родственных уз.
В рассказе «На Берлин!» социальное противостояние явлено, пожалуй, наиболее открыто. Все вещи названы своими именами, а симпатии автора очевидны. Главный герой в начале рассказа – мальчишка, провожающий советские войска на запад; в конце рассказа он же – дряхлый старик, в видении наблюдающий, как солдаты идут «в сторону восхода солнца» – «своих супостатов из Отечества изгонять». Глава района, который привык успокаивать народ «кого водкой, кого баблом, кого мордой об стол» – совсем не наследник победителей Гитлера, скорее, наоборот. Камнем преткновения становится самодельный памятник Великой Отечественной войне, который власти, не задумываясь, сносят ради собственной выгоды. А в отсутствии патриотизма обвиняют, как водится, не себя, а простых граждан.
Типаж своеобразного борца за народную справедливость представлен в рассказе «Миротворец». Но если дед Андрей и его внук из предыдущего рассказа были способны на реальные поступки, пусть даже провокационные, то мужик по прозвищу Костыль – просто балабол, хотя и с большим сердцем: «Как выпью, так всю эту несправедливость готов одним моментом изничтожить, а то ведь жить невозможно». Герои Воронина отчасти похожи на героев Шукшина, тоже непутёвых «чудиков». Впрочем, не всегда в своих чудачествах они руководствуются благими намерениями – как, например, герой рассказа «Последняя дура»:
«Колька только и делал, что жаловался собутыльникам на несправедливую жизнь да на свои болячки, на вороватую власть да на жадных соседей. А вот на память не грешил: все обиды и несправедливости в голове хранил и никому их не прощал, и только случай подворачивался, тут же назад возвращал с большими процентами — кому сплетнями да наветами, кому вредительством да мелкими пакостями, а над слабыми так просто открыто издевался».