Литературный журнал
№32
АПР
Валентин Воробьёв

Валентин Воробьёв Подведение итогов литпроцесса 2024 года в Самаре

Валентин Воробьев, Самара. Организатор всероссийского поэтического фестиваля «Пятый. Свободный» и одноименных чтений, соорганизатор и соведущий литстудии «Крапива», организатор самарских поэтических слэмов.
Закончилась зима 2024/2025, вступила в свои права весна, но не завершилось подведение итогов прошлого года. Например, в случае с литературой собственного региона это могут быть отзывы про события и книги, которые могут быть интересны кому-то за пределами собственной области/края/республики. Так, редакция журнала «Пролиткульт» опросила заметных организаторов литпроцесса об особенностях литературы в их регионах, а также о личной мотивации заниматься литературной и организаторской деятельностью.
1. Событие: Книжный фестиваль "Время читать". Организаторы собирают ряд крупных издательств на оффлайн-ярмарку, делают встречи с крупными писателями, вроде Дмитрия Емца и Вадима Панова, привозят Пьера Термена и Сергея Летова. Очень массовое мероприятие, привлекающее самую широкую публику, которое выполняет популяризирующую функцию.
2. Книга: Сложный вопрос. За региональной литературой в целом непросто следить, а уж вышедшая и нашумевшая книга... Назову "Вселенную сказок" Дениса Либстера, сказочника.
3. Самобытность: К родному городу заметные авторы практически никак не привязаны - все достижения сильных авторов и исследователей поэзии, таких как Александр Уланов и Виталий Лехциер, никак не связаны с городской литературной экосистемой. Интересна Самара, а не литература в ней.
4. Мотивация: Мне нравится видеть как зрителей, увлеченно слушающих хорошую литературу со сцены, так и поэтов, которые получают возможность выступить - и пользуются этим на всю катушку.
5. Литпроцесс: "Смерть" АСПИР очень болезненно отразится на работе с молодыми авторами. Станет меньше контактов литераторов с публикой.
Литературный процесс, за пределами логической цепочки "зайти в книжный-купить себе книгу на вечер", очень сильно маргинализируется в глазах общественности - непишущие люди смеются от предложения сходить на читки пьес\творческую встречу с Рейном, например.
Каждый автор должен иметь возможность узнать о литпроцессе как можно больше - неосведомленность об основных "местах силы" в городе заставляют многих думать, что их работы никому не нужны - ни читателям, ни "своим".