Демократизация в литературе, конечно, происходит, и слава Богу. Понятно, что даже не побочное, а самое прямое следствие этого – затопление интернета графоманией, но на самом деле разграничение происходит: у графоманов свои площадки, чтобы резвиться, у людей, делающих нечто более серьёзное – свои территории. Различить их нетрудно. Интернет, в том числе литературный, совсем не однороден.
Очень важно, что интернет (в частности сетевые литературные журналы, те же «НаТе», «Всеализм», «Флаги», «на коленке», «Poetica», которые делают молодые амбициозные литераторы и читать которые именно поэтому очень интересно. Понятно, что это издания во многом поисковые, экспериментальные, но тем интереснее) депровинциализирует. Мне встречались замечательные, великолепно начитанные юные литераторы из, казалось бы, глубокой провинции: из закрытого города Сарова, из деревни в Рязанской области… А заодно и нас, старших, это лишает спеси, показывая, что совсем юные люди способны делать очень сильные тексты. Я в этом постоянно убеждаюсь, время от времени участвуя в проекте Бориса Кутенкова «Полёт разборов». В рамках его – хотя задумывался он не совсем так – чаще всего разбираются тексты молодых авторов, которые, с одной стороны, ещё в статусе начинающих просто по молодости лет, с другой – уже во многом определившиеся в своих художественных особенностях, то есть уже достойны серьёзного разговора. Беря наугад, в том порядке, в каком вспоминается: из молодых авторов моими открытиями благодаря одному только этому проекту в последние несколько лет стали Ростислав Ярцев, Александр Хан, Арман Комаров, Майка Лунёвская, Тамара Жукова, Степан Самарин, Артемий Семичаевский, Марк Перельман, Евгений Мартынов, Злата Яновская, Егор Евсюков… и нет, список не исчерпывающий.