Литературный журнал
№26
ОКТ
Молодая поэзия: факт или миф
Интерес к литературе молодых в литпространстве особый: о ней пишут и говорят, её поддерживают. Снизился ли «порог вхождения» в литературу и с чем это, на ваш взгляд, связано? Происходит ли демократизация в литературе и связанная с ней отмена иерархии? Опасно ли это?
Критик, эссеист Ольга Балла

Ольга Балла – Шум отшумит

Ольга Балла – литературный критик, эссеист, редактор журнала “Знамя”.
Сразу же отвечу на вопрос, сформулированный в заголовке этого опроса: молодая поэзия, несомненно, реальность. Но как же полноценной реальности без мифа! Конечно, она и миф тоже. Чем она реальнее, тем интенсивнее она домысливается.

Порог вхождения в литературу, безусловно, стремительно снижается прямо на наших глазах, – прежде всего прочего благодаря интернету: во-первых, юный человек имеет возможность публиковать свои произведения хотя бы в соцсетях (таким образом и найти собеседников и соперников, и быть замеченным редакторами литературной периодики), а во-вторых – интернет сам по себе расширяет кругозор, в том числе литературный, даже в тех самых соцсетях. У нынешних молодых существенно шире поле обзора (да и круг собеседников и соперников), чем был, скажем, у людей моего поколения, писавших в юности по большей части в стол и/или для совсем узкого круга. Нынешние молодые получают драгоценную возможность сравнить себя с другими, а таким образом – и научиться многому, и избавиться от иллюзий на собственный счёт. Как они ею воспользуются – вопрос отдельный, но важно, что такая возможность есть.
Нынешние молодые получают драгоценную возможность сравнить себя с другими, а таким образом – и научиться многому, и избавиться от иллюзий на собственный счёт. Как они ею воспользуются – вопрос отдельный.
Обилие пуще всего прежнего поднимаемого таким образом информационного шума меня нисколько не смущает: шум отшумит, а у действительно сильных текстов и авторов очень возрастают – сравнительно, допустим, с нашими 1980-1990-ми годами, не говоря о временах более ранних – шансы быть замеченными, вовлечёнными в серьёзный разговор с понимающими людьми. Действительно сильное и значимое – останется.
Обилие информационного шума меня нисколько не смущает: шум отшумит, а у действительно сильных текстов и авторов очень возрастают шансы быть замеченными, вовлечёнными в серьёзный разговор с понимающими людьми. Действительно сильное и значимое – останется.
Демократизация в литературе, конечно, происходит, и слава Богу. Понятно, что даже не побочное, а самое прямое следствие этого – затопление интернета графоманией, но на самом деле разграничение происходит: у графоманов свои площадки, чтобы резвиться, у людей, делающих нечто более серьёзное – свои территории. Различить их нетрудно. Интернет, в том числе литературный, совсем не однороден.
Очень важно, что интернет (в частности сетевые литературные журналы, те же «НаТе», «Всеализм», «Флаги», «на коленке», «Poetica», которые делают молодые амбициозные литераторы и читать которые именно поэтому очень интересно. Понятно, что это издания во многом поисковые, экспериментальные, но тем интереснее) депровинциализирует. Мне встречались замечательные, великолепно начитанные юные литераторы из, казалось бы, глубокой провинции: из закрытого города Сарова, из деревни в Рязанской области… А заодно и нас, старших, это лишает спеси, показывая, что совсем юные люди способны делать очень сильные тексты. Я в этом постоянно убеждаюсь, время от времени участвуя в проекте Бориса Кутенкова «Полёт разборов». В рамках его – хотя задумывался он не совсем так – чаще всего разбираются тексты молодых авторов, которые, с одной стороны, ещё в статусе начинающих просто по молодости лет, с другой – уже во многом определившиеся в своих художественных особенностях, то есть уже достойны серьёзного разговора. Беря наугад, в том порядке, в каком вспоминается: из молодых авторов моими открытиями благодаря одному только этому проекту в последние несколько лет стали Ростислав Ярцев, Александр Хан, Арман Комаров, Майка Лунёвская, Тамара Жукова, Степан Самарин, Артемий Семичаевский, Марк Перельман, Евгений Мартынов, Злата Яновская, Егор Евсюков… и нет, список не исчерпывающий.
Продолжение размышлений о молодой поэзии:
Евгений Абдуллаев