Мир в стихотворении разделён на две части: земное – то, что существует здесь, что мы видим без труда, осматриваясь по сторонам (долгострой, камни, куст), и неземное – то, что остаётся за кадром и не поддаётся рассмотрению, узнаванию (земля и даже небо – без ангелов). Так выстраивается вертикаль. Но от того, высокого, мира – только отголоски, «сень невещественных крил», «воинств неслышимый глас».
Разноположность миров подкрепляется и языком: меняется ритм, длина строки, звук, лексика. Когда речь идёт о верхнем мире, тональность одна:
небо без ангелов — синяя мгла
собрание газов простых
и земля без ангелов — не земля
«Ангелы – мгла, земля», «ангелы – небо, синяя, собрание» – сонорные, звенящие, непарные (неповторимые!), перекликаются, отражаются друг в друге, как в зеркале. Так, несмотря на передаваемое ощущение тоски, чувствуется и гармония, и красота. Кажется, этот «ангельский свет» разлит повсюду и может отразиться в чём угодно – и в «долгострое», и в «свалке», и в «кустах» (особенно вспоминая Аронзона и ещё кушнеровское «евангелие от куста жасминового»), наполнить их смыслом. Однако же предметы остаются сами собой – беспомощные, поименованные, лишённые примет. Это только материя, не больше:
какие-то камни
кусты
долгострои
свалки — всё не то
В этом отрывке уже и музыки нет, и строки звуками не перемигиваются. Разорванные частицы пространства, лишённые связи как друг с другом, так и с чем-то общим, способным объединить их. Тут могло бы быть записано ещё много подобного: скамейки, собака, мужики, аптека. Всё это случайности, хаос. И всё это, как сказано, «не то».
Хотя красота, как известно, – в глазах смотрящего. Что же происходит со смотрящим? Что он видит – только объекты, факты и быт? Не слепота ли это? И не ей ли посвящено стихотворение?
Видеть мир как живое, соприкасаться с ним, наполнять предметы значением – свойственно человеку. Когда он вдохновлён, физика легко превращается в метафизику, обретает глубину и новые смыслы. Неспособность порождения новых смыслов – что-то вроде духовной импотенции, бездушия, когда человеческое сводится к инстинктивному, механическому, а окружающая действительность рассматривается только в прикладном значении: как источник пользы или же угрозы. И это не Содом и Гоморра – это просто жизнь, земная, бытовая. Что-то рядовое, на что обычно не обращают внимания и воспринимают как норму.
Не может быть ни развития, ни подлинности, ни искренности в таком мире. И кажется, сам смотрящий в ужасе от того, как он смотрит – прямолинейно перечисляя явления реальности:
и не устоит без ангелов дом
и рушится царство без них
Дом это дом, не более того. Куст – только куст. И камни, камни повсюду, но это не символы разрушения пространства – нет. Просто камни.
Потому и призывается уже «воинство», тяжёлая артиллерия архангелов, оживить пейзаж (пейзаж ли?). И язык меняется: вот уже и архаизмы, и молитвенная музыка, и, как в трансе, перечисляются имена (уже вместо предметов быта):
Михаил Гавриил
Рафаил Уриил Селафиил
Иегудиил Варахиил
и Иеремиил
Долгий, тихий, отчаянный зов, то же проговаривание – снова оттого, что способность говорящего наделять смыслом предметы – исчерпана. И остаётся только надеяться, что что-то высшее, дремлющее всё это время в самой глубине человека (на самой высокой высоте), проснётся и осенит его.
Последняя строчка как выдох:
не оставляйте нас
И здесь впервые появляемся «мы». До этого не было людей, даже лирическое «я» – скорее формальность, мы вычисляем его только потому, что кто-то это всё видит и говорит. На самом деле читатель был брошен, один бродил под «собранием газов простых». Посреди земли, дома, царства – объектов окружающего мира, из которых будто бы вынули сущность. А выходит, что дело не в них и вообще не в мире вокруг. Дело в нас. Это мы – стоим среди развалин, опустошенные, растерзанные, лишённые зрения, слуха. Любви.