Пролистав изрядное количество стихов Попова за 2023 год и пережив много смертей, своих и чужих, которых у него в стихах много, я наткнулась на это – сплошь состоящее из счастья. Впрочем, Попов не тот трагический поэт, что от начала до конца беспросветен – у него, по крайней мере внешне, всё легче и проще, чем может показаться. Например, стихотворение про Таню и Ваню
[1], утонувших в реке, похожее на частушку, заканчивается так:
не горели фонари не дрожали лужи он светился изнутри а она снаружиИгровая форма, к которой прибегает Попов, всегда оставляет пространство для надежды, то есть даже смерть не безнадежна. Многие его стихи ироничны: эдакая прореха в здравом смысле и рациональности, спасение от прямолинейной логики. Стихотворение «Счастье» начинается с этой иронии:
Меж соснами среднего роста я шел к остановке «Кристалл».Сосны эти не высокие не только физически, но и метафизически – это не объект ландшафта, которым любуешься, а так – декорации. Тут же – остановка «Кристалл», так и представляешь обшарпанный козырек – обстановка самая что ни на есть житейская. И снежок падает «тихо» и «просто». И всё бы ничего, если бы не «остро».
«Остро» – это та игла, которая делает текст поэзией, неожиданная шпилька, которая прокалывает обыденную повествовательную ткань. Неправильность, неожиданность – Попов это отлично умеет. Вот и дальше – «мгновеньем пронзенный»: какая выспренная фраза, какой контраст со среднего роста соснами, рядовой остановкой, и вообще – с обыкновенностью. И хотя это ирония, насмешка над пафосом, – чувство, которое автор передаёт, отнюдь не ироническое. Ирония здесь только интонация, отстраняющая автора от предмета, который он рассматривает; от явлений, которые могут страшить или, напротив, восхищать – в любом случае, накал может быть таким сильным, что человек, принимающий всё на полном серьёзе, не справится.
Потому и счастье, настигшее в этот момент поэта, – как будто маленькое, игровое, как у ребёнка – ничего такого:
И щиплет от счастья в носу. И полными радуг глазами...Вот оно – стремление всё снизить: контекст, язык, градус чувства. Если горе, то обыкновенное, если счастье, то шуточное – просто жизнь. Но поэт снова себя выдаёт: игра не остаётся игрой (может быть, потому что уже не страшно?), она выходит в область поэзии, высоких обобщений, где всё окончательно и бесповоротно:
держу я весь мир на весу.Поэтика Попова кажется прохладной и хрупкой, вроде тонкой плёнки льда на лужице ранним осенним утром, в узорчатых трещинках. Под этим льдом видно застывшую воду, листья, похожие на рыб, но мы не можем коснуться их, смотрим со стороны – тайные соглядатаи чудес, как будто бы красота и ужас способны обжечь, но всё тянемся, тянемся к ним.