Этот пансионат, знакомый каждому человеку, – образ, мгновенно погружающий в прошлое. Воображение тут же рисует «столовку» с «булками» и компотом, обшарпанные коридоры, кое-где отходят обои и рассыпается побелка, эхо в холлах, а вокруг – лес с вековыми соснами. Будущего здесь нет, будто «река времён» не имеет над пансионатом власти, и сам он – лишь невозвратимая эпоха.
Все детали мы достраиваем сами, потому что реальных, предметных примет у пансионата немного: «мушиный мех» между рамами, «заплаканные душевые», сосны в окне. Всё это – редкие штрихи, и сами по себе они не отсылают нас к конкретному месту со своими особенностями. «Лод-ка, буд-ка, столовка, раздевалка, булка» – только образы, которые мы пытаемся вспомнить, но безуспешно:
и все выходит невпопад
Ни звуков, ни цветов, ни осязаемых форм (за исключением оконной рамы, которая будто единственный выход отсюда) внутри этого места нет – ощущение вакуума. Пансионат – сосуд, в который каждый может вложить собственное прошлое. Это может быть беззаботное детство, о котором мы так тоскуем. Или история любви, отпустить которую не получается.
Этот пансионат – наш. Наша жизнь, наша тюрьма, наш круг воспоминания, из которого не получается вырваться. «Мы» здесь живём бесконечно долго,
как будто
мы умерли сто лет назад
Находясь в эфемерном пространстве прошлого, мы утратили связь с настоящим, с движением времени. Мы – внутри фантома, где не удается разобраться в происходящем, подобрать слова – назвать предметы своими именами, наконец нащупать связь, которая ускользает снова и снова:
И слов уже не угадать,
и смыслы их недостижимы.
Сохранилась ли еще у героев способность чувствовать и каковы эти чувства – неясно. «Мы» и сами будто фантомы, призраки, блуждающие по пансионату:
и мы торчим ни в тех ни в сех,
застрявшие между мирами.
Между какими мирами? Между жизнью настоящей и увязанием в собственном прошлом. Всё это похоже на бесконечный дождливый сон без начала и конца. А ведь были прекрасные времена: любовь, радость, «сплошная благодать». Но что осталось от этой благодати?
колышется мушиный мех
в закрытой раме кверх ногами
Выцветшее воспоминание, пыль, «мушиный мех», застрявший в паутине. И эти «мы», кажется, тоже вплетены в липкую сеть своих воспоминаний. Так память захватывает человека, запирает его в прошлом, отнимает у него саму жизнь. И только подойдя к окну, минуя «заплаканные душевые», можно увидеть другое:
в окнах сосны вековые
стоят
и дышат, как живые.
Сосны – это, пожалуй, единственное напоминание о реальности, ворвавшееся в стихотворение, и только они здесь дышат. В отличие от «нас», живущих так, «будто умерли». И всё же есть неопределенность: «дышат, как живые». Это «как» похоже на расфокусированное зрение, когда нельзя однозначно сказать, что именно видишь; и оно возвращает нас к главным героям. Ведь мы просто забыли, что значит быть живыми, в этом тяжелом и беспробудном сне.